Откуда рыба появляется в изолированных водоемах?

Наличие рыбы в изолированных водоемах ставит вопрос о том, как она туда попала. Причем в этих водоемах обитает рыба тех же пород, что и в соседних, связанных с глобальной водной системой.

Экологи из Венгрии и Испании скармливали восьми кряквам икру карповых видов рыб. Из всего объема икры, употребленного птицами, с экскрементами вышли двенадцать жизнеспособных эмбрионов, из трех из них вылупились мальки. Авторы статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, считают, что карповые рыбы могут расселяться при помощи зоохории.

Известно, что рыбы могут расселяться на большие расстояния, в том числе в озера и пруды, которые не соединены с исходным местообитанием популяции. Теоретически, яйца рыб могут перелетать из одного водоема в другой на перьях или лапах водоплавающих птиц, однако свидетельств этого механизма практически не было.

Еще один возможный способ расселения икры — эндозоохория, то есть распространения через пищеварительную систему животных, которые едят яйца и через несколько часов выводят их с фекалиями. Через кишечник птиц расселяются некоторые беспозвоночные, растения и даже рыбы килли. Зиготы последних могут входить в диапаузу (состояние, в котором все физиологические процессы заторможены) и покрываться плотной оболочкой, поэтому неудивительно, что зародыши могут выживать в агрессивной среде пищеварительного тракта. Может ли икра других рыб, покрытая мягкой оболочкой, распространяться эндозоохорией, неизвестно.

Ученые из Венгрии, Испании и Румынии под руководством Орсоли Винце (Orsolya Vincze) из Университета Бабеша-Бойяи скармливали восьми кряквам (Anas platyrhynchos) по три грамма (около 500 штук) искусственно оплодотворенных яиц сазанов (Cyprinus carpio) в первом эксперименте и серебряного карася (Carassius gibelio) во втором. Через различные промежутки времени исследователи собирали экскременты уток и отфильтровывали из них целые яйца, которые затем инкубировали. Представителей карповых рыб выбрали из-за их высокой инвазивности, а также потому, что структура их яиц типична для костистых рыб.

Всего из экскрементов удалось извлечь восемь целых яиц сазанов и десять — карасей (шесть из них оказались нежизнеспособными); только у двух уток из восьми в фекалиях не нашли ни одного яйца. Большинство эмбрионов прошли пищеварительный тракт крякв за час (за это время утки могут пролететь до 60 километров), и только один — за четыре-шесть часов. Из 12 яиц девять погибли от грибковых инфекций, а из оставшихся трех вылупились мальки.

Ученые отмечают, что водоплавающие птицы часто питаются икрой рыб, так как в ней много жиров и белков. Одна рыба может отложить сотни тысяч яиц за раз, а для создания колонии иногда достаточно всего одной особи (серебряные караси, например, могут размножаться бесполым образом). А значит, несмотря на то, что в эксперименте в пищеварительном тракте уток выжило всего 0,2 процента яиц, высока вероятность того, что карповые рыбы расселяются при помощи зоохории.

Ученые так же считают, что расселение различных видов рыб происходит при помощи различных птиц. Все зависит от кормовой базы рыб и птиц соответственно. Так же немаловажную роль играет способность икры к выживанию - ее строение. скорость вылупления и т.п. С этим фактором ученые связывают различия плотности расселения различных видов рыб.

В дальнейшем ученые планируют установить уровень влияния на постэмбриональное развитие икры рыб в природе таких факторов, как биологические (например, патогенные микроорганизмы), физические (например, температура) и химические (например, кислотность) условия в пищеварительном тракте птиц.

Источник: pnas.org