В Псковской области ихтиологи обнаружили редкий вид рыбы

В начале мая 2022 года группа ихтиологов – сотрудников кафедры ихтиологии биологического факультета МГУ исследовала ихтиофауну Национального парка «Себежский». Ученые провели контрольные отловы рыб в озерах Себежское, Нечерица и Озерявки. В ходе исследований в озере Ороно был обнаружен редкий вид рыбы – щиповка из семейства вьюновых.

Работы проводились в рамках договора о сотрудничестве между биологическим факультетом МГУ и Национальным парком «Себежский». Основной целью на начальном этапе работ является проведение инвентаризации ихтиофауны водоёмов, поскольку в настоящий момент времени такие данные практически отсутствуют. Работы по изучению ихтиофауны позволяют определить видовой состав, плотность популяции, динамику размножения, темпы роста и соотношение возрастных групп рыбы.

В ходе первых обловов неводом и жаберными сетями была собрана выборка в две тысячи особей, относящихся к 15 видам рыб, благодаря чему учёные получили первые реальные данные о состоянии местной ихтиофауны. В дальнейшем собранных обитателей озёр продолжат исследовать уже в лабораториях Московского университета.

«Задача в том, чтобы сохранить биоразнообразие и численность. И для этого нужно понимать, что и как. Вот мы взяли, изъяли какое-то количество небольшое рыбы, но при этом это делаем во благо, и в итоге это небольшое изъятие приведёт к пониманию и к умножению запасов рыбы», – рассказал Евгений Пивоваров, сотрудник кафедры ихтиологии биологического факультета МГУ, в интервью ГТРК «Псков». Он также отметил, что выловленная щиповка плоидная – интересный объект для генетических исследований, который стал первым подобным экземпляром за время проведения исследований. «И именно эта рыба - это первая за время проведения исследований щиповка плоидная. То есть это не диплоидный набор, три или четыре у нее будет, это плоид», - отметил исследователь.

Себежский национальный парк – уникальное место исследования. Расположен в Себежском районе Псковской области. Образован Постановлением Правительства РФ 8 января 1996 года с целью сохранения уникального природного комплекса южной части Псковской области. Площадь национального парка составляет 50 021 га. На юге заповедник граничит с Белоруссией, на западе — с Латвией. Располагается на водоразделе бассейнов рек Западная Двина и Великая, все реки парка относятся к бассейну Западной Двины. Наиболее крупными реками являются: Чернея (впадает в Себежское озеро), Нища (вытекает из озера Нища), Свольна (вытекает из Нечерицы). Сто пятнадцать озёр и более тридцати видов рыбы, среди которых особо охраняемый угорь и краснокнижный бычок-подкаменщик, минога. Исследования на территории Себежского национального парка будут продолжаться, в том числе, и с привлечением студентов кафедры ихтиологии, которым предлагаются темы научных работ, направленные на изучение ихтиофауны Себежской озёрно-речной системы. Перед исследователями фактически чистый лист бумаги и бескрайние научные перспективы.

Своими знаниями ученые МГУ поделились и с гостями парка: в дни экспедиции они провели мастер-класс для местных школьников, в ходе которого ребята попробовали выяснить возраст по так называемому паспорту рыбы – её чешуе.

Источники: msu.ru / pln-pskov.ru