Рыбы тоже спят и имеют две фазы сна

Как сообщает Кирилл Стасевич в журнале «Наука и жизнь», исследователи из Стэнфорда обнаружили у рыб фазы сна.

Долгое время ученые думали, что фазы быстрого и медленного сна существуют только у зверей и птиц. Но недавно выявили, что двухфазный сон есть и у рептилий.

Ученые использовали метод, который позволяет определить активность нейронов мозга у рыб. Суть этого метода заключается в том, что после генетической модификации нервные и мышечные клетки начинают синтезировать флуоресцирующую молекулу. Эта молекула начинает излучать свет, когда в клетке меняется количество кальция.

В этом исследовании ученым помогли личинки рыб Danio rerio, которые по своей структуре прозрачны, что позволяет увидеть момент свечения. Личинок убаюкивали разными способами: либо с помощью особых веществ, которые стимулируют активность нервных клеток, либо просто долгое время, не давая личинкам спать, либо устраивали им слишком беспокойный день.

В результате исследования у детенышей рыб во время сна было выявлено две фазы. Одна схожа с медленным сном человека, а другая похожа на быстрый сон. Только глаза у рыб в фазе быстрого сна оставались неподвижны. Возможно, это связано с тем, что мозговые эмоциональные центры у рыб не очень активны в сравнении, например с млекопитающими, и такая низкая эмоциональность делает фазу быстрого сна более спокойной.

Авторы работы отмечают, что в целом активность спящего рыбьего мозга, пусть ненамного, но всё же отличается от активности мозга млекопитающих. Поэтому в отношении рыб лучше пока не использовать термины «медленный сон» и «быстрый сон».

Чтобы понять спит ли рыба, нужно посмотреть на её поведение. Если она находится в обездвиженном состоянии, прячется в водорослях или зависает в толще воды, едва заметно шевеля плавниками – это означает, что рыба находится в стадии метаболизма, т.е. спит.

У водных обитателей сон не представляет собой полное отключение от реальности, а лишь замедляет физическую активность. Однако такой сон позволяет рыбам восстановить функциональность организма и нервной системы.

Сон у рыб может наступать как днем, так и ночью. Все зависит от того, в какое время рыба кормится.

Рыбы, хорошо видящие по ночам, стараются охотиться в тёмное время, а отдыхать днём, это обусловлено анатомическим строением глазного яблока. К этой категории относится большинство хищников.

Источник: "Наука и жизнь" (nkj.ru)